Применение риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности
Не секрет, что в течение последних нескольких лет правительство активно работает над внедрением риск-ориентированного подхода в качестве базового принципа осуществления контрольно-надзорной деятельности в России. При этом, однако, далеко не все представители бизнеса хорошо понимают смысл и правовые основания этого механизма, а также порядок его практического применения.
Правовые основы риск-ориентированного подхода
Ключевым нормативным документом, который устанавливает самый принцип применения риск-ориентированного подхода к работе контролирующих ведомств, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Соответствующие изменения в этот документ были внесены в 2015 году, после чего он приобрел современный вид, став базисом для практического применения данного принципа.
В ст.8.1 этого нормативно-правового документа указывается, что риск-ориентированный подход к организации работ по контролю за деятельностью коммерческих предприятий предполагает оптимизацию интенсивности и частоты проводимых проверок таким образом, чтобы она соответствовала действительному показателю потенциальной опасности, возникающей в ходе работы данной компании. При этом для оценки данного показателя применяются два основных критерия:
- класс опасности, представляющий собой производную от степени тяжести последствий нарушения поднадзорными предприятиями действующих требований законодательства в области обеспечения безопасности производственной и трудовой деятельности;
- категория риска, которая представляет собой степень вероятности несоблюдения указанных требований данным предприятием.
Применение риск-ориентированного подхода
В свою очередь, сферы применения принципов риск-ориентированного подхода определены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Так, в приложении к этому документу указываются более тридцати конкретных сфер надзорной деятельности, которые должны ориентироваться на указанные принципы с принятием данного постановления.
В частности, обобщенные группы различных видов надзора включают в себя:
- пожарный надзор федерального уровня, включая лицензионный контроль деятельности, связанной с тушением пожаров, и применением средств пожарной безопасности;
- санитарно-эпидемиологический надзор федерального уровня, реализуемый Федеральным медико-биологическим агентством и Роспотребнадзором;
- надзор в области связи, осуществляемый на федеральном уровне;
- федеральный надзор за соблюдением трудовых прав работников;
- миграционный контроль федерального уровня;
- федеральный надзор за безопасностью дорожного движения;
- экологический надзор федерального и регионального уровней, в том числе контроль за обращением с отходами I-IV классов опасности;
- государственный земельный надзор;
- ветеринарный надзор федерального и регионального уровней, а также фитосанитарный госнадзор;
- федеральный надзор в области транспорта и транспортной безопасности, включая лицензионный контроль за осуществлением пассажирских перевозок и госнадзор за водным транспортом;
- лицензионный контроль за производством спирта и продукции с его содержанием;
- федеральный надзор по защите от чрезвычайных ситуаций и госнадзор в области гражданской обороны;
- госконтроль медицинской деятельности, оборота медизделий и лекарственных средств;
- контроль обеспечения прав потребителей, включая контроль регулируемых цен;
- контроль соблюдения антимонопольных нормативных документов, соблюдения порядка реализации госзакупок и оборонного заказа;
- энергетический, строительный надзор;
- метрологический контроль;
- лицензионный контроль деятельности УК, жилищный надзор, включая соблюдение правил долевого строительства;
- контроль за деятельностью аккредитованных лиц.
Каждый вид контроля осуществляется специализированным государственным ведомством, в полномочия которого входит не только собственно осуществление надзорных мероприятий, но и разработка методологии применения риск-ориентированного подхода.
2272